28.12.2009 - Автомобильный рынок: итоги 2009 года, прогноз на 2010 год |
2009 годУходящий год, как и ожидалось, стал годом падения спроса на новые автомобили для автомобильных дилеров, а также произошло вынужденное резкое сокращение собственного кредитного портфеля. В результате резко сократилась основная доходная статья бюджета дилерских центров, произошло свертывание инвестиционных планов по строительству новых автомобильных центров, возникла резкая потребность в свободных финансовых ресурсах. Какие же изменения в бизнесе это повлекло за собой? Проводя семинар по финансовому управлению в условиях кризиса в декабре 2008 года, мы достаточно точно осветили основные следствия для дилеров в 2009 году:
Диаграмма. Доля различных ценовых диапазонов в общих продажах новых автомобилей в 2009 году.
Менее пострадал высокий ценовой сегмент, что говорит о том, что покупатели этого ценового сегмента сохранили достаточный доход для того, чтобы не ограничивать себя в уровне своего личного потребления. В этом ценовом сегменте уверенные позиции традиционно занимает немецкая тройка (Mercedes, BMW и VW Audi Group).
Рынок подержанных автомобилей сократился, но этот рынок остается потенциалом развития бизнеса для многих официальных дилеров. Не все уделяют этому достаточное внимание, но ведь на 1 сделку по покупке нового автомобиля приходится 2-3 сделки по покупке-продаже автомобиля с пробегом. По статистике крупных западных сетей доля в валовом доходе от продажи подержанных автомобилей может составлять до 15% от всего валового дохода дилера.
Сервисные центры приносили в 2009 году дилерам тот же или даже больший доход, чем раньше. Это привело к тому, что многие руководители автомобильных компаний сделали недалекие выводы, что «сервис теперь главнее продаж». Но к концу года уже явно стала заметна тенденция к снижению выручки сервиса. Это обусловлено снижением средней покупательской способности и услуг сервиса, а также сокращением автопарка гарантийных автомобилей, которые и являлись главной клиентской базы сервисов официальных дилеров. В октябре этого года мы опубликовали свой прогноз по выручке сервисных центров . Компанией "Интегс" были разработаны фундаментальные изменения в структуре услуг сервиса, которые позволяют избежать потенциального спада.
Автомобили российского производства получили некоторые преимущества от государства. Так в 2009 году правительством РФ были приняты меры по поддержке «отечественного» производителя: дополнительная финансовая помощь производителям, ужесточение таможенных правил, программа потребительского кредитования «отечественных» авто, программа утилизации автомобилей при покупке новых «отечественных авто». Все это должно дать неоспоримое преимущество конкурентное автомобилям, имеющим достаточную локализацию производства на территории РФ. Реакция производителей – развитие инвестиционных проектов на территории РФ. В свою очередь у дилеров популярность стали приобретать франшизы «отечественного» производства.
Обобщая итоги 2009 года можно сказать, что худшие времена для дилеров уже наступили и есть надежды на улучшение.
2010 год и далееПродажи новых автомобилей – дальнейшее падение, рост или сохранение текущего уровня? Как мы убедились на опыте, многие прогнозы делаются с невысокой точностью. Не всегда они угадывают даже направление (роста или падения). Такие прогнозы обычно основаны на инерционном подходе: завтра будет как сегодня, плюс надо учесть тренд, то есть если был рост вчера, то будет рост и завтра и наоборот. В результате таких прогнозов дилеры всегда работают либо в дефиците, либо в избытке товара, а соответственно всегда идет перерасход ресурсов или упущенная выгода. Как побочная цепная реакция многих компаний, не имеющих качественных механизмов планирования - это привязка оценки и мотивации всего бизнеса к выполнению этих «не всегда точных» прогнозов.
Две главных характеристики экономики РФ:
Что делают с рынком потребительские кредиты? Рынок автокредитования, резко выросший в период с 2002 года по 2008 год, позволил увеличить продажи автомобилей, но это был разовый подъем. Для того, чтобы не произошло отката в темпах продаж, банкам пришлось бы постоянно наращивать сумму долга. Банки начали испытывать дефицит финансов, что привело к сокращению выдачи кредитов, в результате общая сумма долга автолюбителей перед банками сократилась. Проще говоря, вместо покупки новых автомобилей, потребители сейчас платят за те автомобили, которые уже колесят по дорогам. В связи с этим полезно рассмотреть следующие цифры:
Основная проблема сервисных центров – это отношение к ним, как к производству, требующему повышения эффективности. Мало, кто в полной мере воспринимает сервисные центры, как подразделение, которое требует своей маркетинговой политики и конкурирует на рынке так же, как любой другой бизнес. 28.12.2009 |